Бийск - город водномоторников. Здесь каждая 25-я семья
имеет мотолодку, а то и две. Нескончаемой чередой тянутся по крутым берегам Бии эллинги, в которых
спят на самодельных трейлерах и стеллажах увенчанные "Вихрями", "Нептунами" и "Бийсками" лодки всех
типов. Ежегодно и уже более 20 лет в День Флота при огромном стечении болельщиков проводятся гонки
маломерных судов с участием свыше 60 экипажей. Летом большинство бийчан отправляется путешествовать
по Алтаю.
Популярен заманчивый маршрут: подняться вверх по ревущей Бии до жемчужины Алтая -
Телецкого озера.Любители дальних походов сплавляются вниз по Оби, а далее Объ-Енисейским каналом, по
Енисею и Ангаре до самого Байкала. В среде настоящих водномоторников, хорошо знающих суровые условия Сибири родилась идея создания
надежного и самого мощного отечественного лодочного мотора. Здесь хорошо знают, какой мотор нужен
промысловикам, охотникам, рыбакам, крестьянам, живущим по берегам рек. И такой мотор был создан
и назван в честь родного города - "Бийск-45".
Создателем и главным конструктором этого мотора стал Владимир Григорьевич Черкасов. С 13-летнего
возраста он мастерит свои моторы. За это время сам овладел специальностями токаря, фрезеровщика,
слесаря-лекальщика, освоил кузнечно-прессовое и литейное оборудование. Для изготовления очередного
образца ему не нужны посредники-исполнители, необходимы только металл и оборудование.
Первый промышленный экспериментальный образец был создан к концу 1990 г. В первом квартале 1993 г.
АО "Конвейер" в отдельные месяцы выпускало по 250-260 моторов. За 1993-94 гг. было выпущено более
2000 моторов. Но с середины 1994 г. началась эпоха неплатежей - нечем стало платить зарплату,
налоги, рассчитываться с поставщиками. 17 декабря 1997 г. вышло постановление суда о ликвидации АО.
Таков финал, характерный для многих отечественных предприятий.
Подсчеты показывают, что минимальная потребность в надежных мощных моторах только в регионе Сибири
- около 35 тысяч, а с учетом большого количества лодок в крупных промышленных центрах - не менее
50 тысяч подвесных моторов.
Мотор "Бийск-45М" на сегодня самый мощный из выпускавшихся серийно отечественных подвесных
моторов. На мерном километре при полной паспортной загрузке "Казанки-5М" с мотором "Бийск-45М"
зафиксирована скорость 61 км/ч. По удельному весу (1.55 кг/л.с.) и литровой мощности(61.4 л.с./л)
"Бийск-45М" не уступает лучшим мировым образцам моторов этого класса, а по эксплуатационно-
потребительским качествам и ремонтопригодности превосходит их. Почти вдвое, по сравнению с
"Вихрь-30" снижены величины виброускорений и шумность.
Мотор может быть в 3-3.5 раза дешевле аналогичных импортных подвесных моторов, а главное - он
эксплуатируется на доступных, в условиях Сибири, бензине А-76 в смеси с маслом АСЗ-10 или М12ТП.
Иномарке же необходимы Б-92 и специальные масла. Высокий коэффициент стандартизации деталей мотора
(К=0.76) достойно вписывается в ряд показателей, характеризующих его конкурентоспособность.
Конструкция двигателя допускает его форсирование, что дает возможность использования мотора в
престижном классе спортивных судов с двигателями литражом до 750 см3.
У конструктора "Бийска-45М" Владимира Григорьевича Черкасова характер стойкий, сибирский. Уже
создан экспериментальный образец 4-хцилинрового "Бийск-60", "Бийск-45М" прошел ходовые испытания
на отечественных гидроциклах в московской компании "Ви-Джет" и летные на 2-хместном мотодельтаплане.
Результаты отличные.
По материалам журнала "Катера и Яхты" 1(167)1999г.